Консультация для педагогов: "Информационная составляющая предметно-пространственной среды группы"

Понятие предметно-пространственной среды определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Чем богаче и насыщенней предметно-пространственная среда, тем интереснее и познавательнее в ней находиться ребенку

Именно среда – условие оптимального саморазвития личности.

Благодаря ей ребёнок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.

    Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно-пространственную среду для осуществления процесса развития личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

       Предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством формирования личности, является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно-пространственную среду, необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Основные составляющие при проектировании среды в группе - это ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ, ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ.

Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка. Успешность влияния предметно-пространственной среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка.